В книге «Общество наблюдения» (2012 г.) южнокорейский философ Бён Чхоль Хан в очередной раз обращается к использованной Мишелем Фуко метафоре паноптикума, чтобы взглянуть через нее на цифровую реальность современного мира. Ее абсолютная прозрачность, появившаяся благодаря электронным технологиям, раскрывает все и вся, начиная с частной жизни каждого из нас. К таким технологиям относятся, в том числе, социальные сети и приложения, такие как Google–Earth, Maps, Glass и Street View, и YouTube.
Южная Корея — страна, которая отличается высокой плотностью интернет-общения и самой высокой скоростью интернет-навигации в мире. Она стала своего рода лабораторией, в которой ставятся дерзкие эксперименты в области социальной прозрачности, и землей обетованной для нового поколения цифровых людей — homo-digital, для которых смартфон давно стал продолжением собственной руки, при помощи которого они и исследуют этот мир.
В классическом паноптикуме-тюрьме тотальный дисциплинарный контроль за заключенными осуществлялся из центральной башни. При этом заключенные не могли видеть ни друг друга, ни своего тюремщика, и предпочли бы, чтобы за ними не наблюдали, чтобы иметь хоть какую-то степень свободы. В современном цифровом паноптикуме все иначе: тут нет прямой линии наблюдения, все видят всех и все открыты друг перед другом. Единственный пункт контроля, предусматривавшийся исходной концепцией, исчезает — теперь вести наблюдение можно из любой точки. Но контроль продолжается, пусть и в новой, более эффективной форме: теперь каждый член общества сам открывает свою частную жизнь для чужих взглядов, и люди сами являются и субъектами, и объектами наблюдения. По мнению философа, такая тотальная прозрачность приводит к тому, что «общество наблюдения деградирует и превращается в общество контроля».
(…) Итоговый вывод книги «Общество наблюдения» заключается в том, что наш мир становится похож на гигантский паноптикум, в котором нет стен, которые отделяли бы его внутреннее пространство от внешнего.